Данное
семейство карбюраторов предназначено для
поперечно расположенных двигателей (в первую
очередь для двигателей ВАЗ-2108, 21081, 21083),
но благодаря сдвоенной поплавковой камере
возможна установка их и на автомобили с
продольным расположением двигателей. Как штатный
карбюратор ДААЗ-21073 используется на двигателе
ВАЗ-21213 (а/м Нива). В ГДС 1 камеры ДАА3-21073
эмульсионная трубка с ГТЖ имеет маркировку "ZD"
и специально предназначена для продольно
расположенных силовых агрегатов. Поэтому при
установке и тюнинге любого из карбюраторов "Солекс"
для двигателей "классики" ВАЗа, Ижа, ГАЗ "Волга"
и пр. необходимо применение именно этой
эмульсионной трубки (если объём двигателя
превышает 1,9 л, то эмульсионную трубку ГДС 1
камеры следует использовать от карбюратора
ДААЗ-4178 с маркировкой "А23").
Основные выкладки по
необходимости доработок и способов тюнинга
аналогичны карбюраторам "ОЗОН"
(ДААЗ-2105,07,40), но есть некоторые дополнения
и изменения:
-
Т.к. главные
диффузоры "Солекса" вытянуты в высоту
намного больше чем у "Озона", то для
оптимального смесеобразования требуются
более высокие скорости воздуха в ГД, что
соответственно влечёт уменьшение расчётных
коэффициентов наполнения двигателя. Для
согласования работы 1 и 2 камер карбюратора
и для достижения максимальных мощностных
характеристик двигателя необходимо чтобы
скорость воздуха в главном диффузоре 1
камеры в диапазоне 1500-3500 об/мин была в
пределах от 60 до 130 м/с; скорость воздуха
сразу через 1 и 2 камеры в диапазоне
3500-6700 об/мин тоже была в пределах от 60
до 130 м/с. Для ВАЗ-2108,83 коэффициент
наполнения считать 1,20; для ВАЗ-21011,03,06
- 1,3; для УЗАМ 1,7 - 1,25; для ЗМЗ 402 -
1,35.
-
При увеличении
диаметра главного диффузора 1 камеры на 1мм
главный топливный жиклёр увеличивается в
диаметре на 0,06-0,07мм (в диапазоне
изменения диаметра ГД 22-25мм). Аналогично,
при увеличении диаметра главного диффузора 2
камеры на 1мм главный топливный жиклёр
увеличивается в диаметре на 0,06-0,07мм (в
диапазоне изменения диаметра ГД 23-27мм).
-
МД у всех "Солексов"
( кроме 4178. МД у него от "Озона") в обеих
камерах одинаковые, что ограничивает
увеличение диаметра ГД 1 камеры 25мм, ГД 2
камеры 27мм. Превышение указанных диаметров
ГД неизбежно и непоправимо приведёт к
провалам в работе 1 и 2 камер. Без
дополнительных дозирующих систем (эконостат
2 камеры раздваивается и заводится в 1
камеру и пр.) и/или увеличении диаметра
смесительных камер (и соответственно
диаметра дроссельных заслонок) с заменой МД
вопрос дальнейшего увеличения ГД не
решается.
-
Для согласования
переходных систем 1 и 2 камер - при явных
провалах при включении в работу ГДС 1
камеры, применяется увеличение диаметра
топливных жиклёров х/х и топливного жиклёра
ЭМР (экономайзера мощностных режимов) до
устранения или минимизирования дефектов.
Максимальное увеличение ТЖ х/х до 0,5мм.
Максимальное увеличение ТЖ ЭМР до 0,6мм для
двигателей ВАЗ, до 0,75мм для двигателей
УЗАМ и ЗМЗ; А также при явных провалах при
включении в работу ГДС 1 и в большей степени
2 камер, применяется индивидуальная
настройка параметров УН (ускорительного
насоса):
-
Увеличение
камеры УН путём добавления проставки
толщиной от 1,5 до 3,0мм (чем больше
диаметр ГД 2 камеры и чем больше провал,
тем больше толщина проставки) между
карбюратором и крышкой УН (естественно
требуются дополнительная прокладка и
удлинённые винты крепления крышки УН).
-
Для двигателей
"классических" ВАЗов, УЗАМ, ЗМЗ 402
распылитель УН должен быть направлен
только в 1 камеру (при этом штатный
зазор дроссельной заслонки 2 камеры для
слива бензина у ДААЗ-2108,81,83 должен
быть ликвидирован). При этом можно
воспользоваться распылителем УН от
ДААЗ-21073 (маркировка "45") и при
необходимости постепенно увеличить
диаметр распылителя до макс. 0,6мм. При
использовании п.4.1. распылитель УН
используется от ДААЗ-2108,81,83 и обе
трубки направляются в первую камеру
(элементарным перегибом длинной трубки
или укорачивание длинной трубки и
направление её в 1 камеру). При этом
важно, чтобы впрыскиваемый из
распылителя/ей бензин не задевал
элементы ГДС и не попадал на ось
дроссельной заслонки.
-
При воплощении
п.4.1. рычаг привода УН (находится на
оси дроссельной заслонки, крепится
гайкой) используется от ДААЗ-21073 с
маркировкой "4" или рычаг
изготавливается самостоятельно по образу
"4" (для "классических" ВАЗов, УЗАМ, ЗМЗ
402) и по образцу "7" (для
переднеприводных ВАЗов) путём увеличения
длины "4" ("7") на 1,5-2,5мм.
-
Доработка
эмульсионных трубок.
-
Для достижения
более острых реакций при движении на 1
камере в эмульсионной трубке ZD 150
необходимо запаять нижний открытый конец
и по центру пайки сделать отверстие
диаметром от 1мм внутрь трубки. Чем
больше диаметр отверстия, тем более
"гладкая и пушистая" становится
нагрузочная характеристика двигателя.
-
Обратная
ситуация с эмульсионными трубками ZC
100, 125, 135, 145, 155. Удаление
шарика-заглушки из нижнего конца трубки
приводит к более острым характеристикам
нагрузочных характеристик. Как вариант
подбора требуемой характеристики -
сделать заглушку из припоя и сверлить в
ней отверстие (см. п.5.1.) диаметром от
0,4мм.
-
Для стабилизации х/х
используют "дроссельное распыливание смеси х/х",
а именно: на 0,3 - 0,5мм от края дроссельной
заслонки 1 камеры в зоне отверстий х/х
(вертикальная щель) и п/с 1 камеры сверлится
отверстие диаметром 1,8-2,5мм для двигателей
ВАЗ и 2,5-3,0мм для УЗАМ 1,7 и 1,8л. Также
при регулировке х/х по СО в пределах
0,7-1,2% исключаются провалы переходной
системы 1 камеры, которые раньше пропадали
лишь при уровне СО от 1,7%.
Примечание 1: При
выборе диаметра главных диффузоров следует также
учитывать имеющийся ряд топливных и воздушных
жиклёров (эмульсионных трубок), чтобы
использовать их и по возможности не
изготавливать жиклёры самостоятельно.
-
Ряд топливных
жиклёров ГДС: 82,5 85,0 87,5 92,5 95 97,5
100 102,5 105 107,5 110 115 117 122,5
(начиная с "100" можно считать диаметры
равными ГТЖ "Озона", т.е. 100 = 1,0мм);
-
Ряд эмульсионных
трубок ГДС 1 камеры:
-
"23" 155, 160,
165
-
"ZD" 150
-
"А23" 125,
135, 150
-
Ряд эмульсионных
трубок ГДС 1 камеры:
-
"ZC" 100, 125,
135, 145, 155
Примечание 2: Более
сложная конструкция карбюраторов "Солекс" по
сравнению с карбюраторами "Озон" резко усложняет
комплексную настройку параметров. Приходится
заниматься вопросами взаимозависимости различных
систем карбюратора как между собой, так и от
параметров конкретного двигателя. Также "Солекс"
более требователен к качеству бензина и его
чистоте.
Рабочий пример №1
(двигатель ЗМЗ 402 а/м ГАЗ-2410М, карбюратор
ДААЗ-4178 "Солекс" аналог карбюратора на а/м
"Ока", серийно устанавливается на а/м УАЗ с
двигателем ЗМЗ 402 и его модификациях):
-
Привод дроссельных
заслонок последовательный
-
Диам. Главного
диф-ра 1 кам. — 25мм (штатный 24мм)
-
Диам. Главного
диф-ра 2 кам. — 27,5мм (штатный 26мм)
-
Малый диф-р 1
камеры — 4,0 (для 1 камеры, ОЗОН)
-
Малый диф-р 2
камеры — 4,5 (ОЗОН, штатный 4,0 для 1 камеры
???)
-
ГТЖ1/ГВЖ1 —
122,5/А23 (СОЛЕКС, штатный 115)
-
ГТЖ2/ГВЖ2 —
1,3мм/ZC135 открытый снизу (СОЛЕКС, штатный
122,5)
-
Распылитель УН —
обе трубки (одна длинная от ДААЗ-2108)
направлены в 1 камеру, немного подпилен
корпус кар-ра для монтажа), проставка УН
толщиной 1,8мм, крышка УН (вместе с
лапкой-рычагом привода) от ДААЗ-2105,07.
-
Остальные
параметры карбюратора не изменялись.
Динамические
характеристики ГАЗ-2410М намного выше чем у
"классических" ВАЗов и уступают лишь "Самарам
1500". Максимальная скорость на 4КПП 160 км/час.
Полностью гладкая и ровная характеристика работы
двигателя на всех режимах. Городской цикл -
12,4-12,7 л/100км, средний - 11,5 л/100км.
Рабочий пример №2
(двигатель ВАЗ-21213 а/м Нива-1700, карбюратор
ДААЗ-21073 "Солекс".
-
Привод дроссельных
заслонок последовательный
-
Диам. Главного
диф-ра 1 кам. 25мм (штатный 24мм)
-
Диам. Главного
диф-ра 2 кам. 26мм (штатный 24мм)
-
ГТЖ1/ГВЖ1
115/ZD150 (СОЛЕКС, штатный 107,5, диаметр
отверстия по пайке 1,5мм)
-
ГТЖ2/ГВЖ2
122,5/ZC135 открытый снизу (СОЛЕКС, штатный
115)
-
Распылитель УН обе
трубки (одна длинная от ДААЗ-2108, укорочена
по месту для установки её ровно над нижней
трубкой распылителя) направлены в 1 камеру),
проставка УН толщиной 1,8мм, рычаг привода
УН - аналогичен "4" (штатному), но увеличен
по длине на 2,0мм.
-
Остаточный уровень
топлива 25 +-0,5мм.
-
Остальные
параметры карбюратора не изменялись.
Данный вариант
является условно "спортивным" и предназначен
для улучшения динамических характеристик
автомобиля до уровня "выше классических
ВАЗов" (вот такое было ТЗ : ). Достигнута
ровная характеристика работы двигателя и
максимально возможное улучшение динамических
характеристик а/м Нива-1700 с минимальным
увеличением расхода топлива. Городской цикл
- 11,5-11,8 л/100км, средний 10,5 л/100км.
|